Графический дизайн в повседневной жизни. Вступили ли мы в эпоху плохого графического дизайна? Компьютерные программы в сфере графического дизайна

Взгляд на дизайн как на источник социокультурных изменений в мире - наиболее точно соответствует современному состоянию как культуры в целом, так и места человека в этой мощной машине прогресса. Чтобы понять истинное направление движения современного дизайна, нужно учесть ряд факторов , оказывающих влияние на его дальнейшее развитие. Данные факторы могут носить различный характер: негативный, позитивный, духовный, материальный и т.д.

Изучение особенностей формирования взаимосвязей дизайна и человека может стать ключом к пониманию самых разнообразных социальных процессов, функции дизайна в обществе и развития современного общества в целом.

Актуальность данной темы заключается в том, что изменения, вносимые в жизнь самим человеком, в той или иной степени являются продуктом дизайна. Это касается не только предметного мира окружающего нас, но и развития различных социальных сфер жизни. Нельзя сказать что дизайнеры, и весь дизайн в целом нацелены лишь на удовлетворение бытовых человеческих потребностей. Происходит расширение понимания предмета дизайна, возникает новый дизайн - «дизайн социального контекста ». "Дизайн становиться дизайном среды и дизайном человеческого опыта, дизайном социального контекста. Предмет дизайна расширяется до проектирования события, конструирования стилей жизни".

Дизайнер в современном мире это не только реформатор и носитель изменений, а также своеобразный контролер данных изменений. Именно дизайнер, еще на стадии идеи, может контролировать грамотное развитие своего замысла, избегать возникновения ошибок, которые впоследствии могут оказать негативное влияние на человека. Исходя из перечисленного ранее, можно сделать вывод, что дизайн в современном мире это, прежде всего осмысленная деятельность профессионалов , осознающих всю важность и ответственность за свои действия. Именно по средствам дизайна создаются новые социальные ценности, взаимосвязь человека и искусства, важным становиться вовлечение потребителя в процесс проектирования, в целях внедрения более эффективных форм проектной деятельности.

Дизайн - носитель социальных изменений

Вся жизнь современного человека наполнена продуктами дизайна. Дизайн окружает нас повсюду - в быту, на работе, отдыхе и т.д. И с течением времени, функция и значение дизайна в жизни человека только возрастает. Вещи, становятся своеобразным показателями уровня жизни, благополучия и социальной защищенности человека. Рациональное использование продуктов дизайна в повседневной жизни служит основой для физического, и главное морального развития человека.

"Любая социальная структура, не располагающая минимумом предметно-материальной обеспеченности, обречена на медленное вымирание или ассимиляцию культурных и технических достижений других социальных систем. Человек, не обладающий безопасными и удобными орудиями труда, инструментами, жильем и одеждой, охраняющей не только его тело, но и человеческое достоинство, неизбежно оказывается в ситуации хронического культурного обнищания и голода." Именно поэтому, важно последовательно подходить к исследованию данного аспекта дизайн - деятельности, и если рассматривать дизайн как носитель социальных изменений, то становится неизбежным понимание того, что изменения могут носить как положительный, так и отрицательный характер, и подчас, в руках не грамотных дизайнеров, их негативное влияние может оказаться необратимым.

Изменения - неотъемлемая часть нашей жизни. Технический прогресс становиться составляющим социального и индивидуального прогресса. Но это порождает новые потребности и, следовательно, новые проблемы. Человек требует индивидуального подхода к себе со стороны дизайнера, ведь люди очень разные, индивидуальная чувствительность человека может определяться различными факторами: возрастом, полом, образованием, родом занятий, и другими личностными качествами. И для повышения эффективности сотрудничества дизайнера и потребителя, становится возможным использовать идеи «партисипационного» проектирования. "В конце 1960-х годов термин «партисипационный дизайн» широко обсуждается, а методы соучастия применяются в организации работы групп проектировщиков - архитекторов и индустриальных дизайнеров. Методы соучастия общественности в принятии решений в сфере проектной практики традиционно работающих конструкторских и проектных бюро, требовали серьезного отношения к осмыслению мнений представителей различных слоев населения."

В своей работе «Теория дизайна» Мосорова Н.Н. выделяет ряд форм соучастия проектировщика и потребителя. И если рассматривать данный вопрос в контексте индивидуального проектирования, то самой рациональной формой соучастия, по моему мнению, можно считать «Альтернатива» («Alternative»). Данная форма соучастия заключается в прямом общении дизайнера и потребителя, причем дизайнер в формулировке своих проектных предложений использует термины понятные и не профессионалам, формы визуализации проектных предложений (чертежи, планы и т.д.) также должны быть адаптированы к пониманию потребителя. Альтернативный метод соучастия применяется только в том случае, если возможно личное знакомство проектировщика и потребителя.

Из перечисленного ранее, можно сделать вывод, что современный дизайн направлен в первую очередь на конкретизацию и индивидуализацию потребителя, внедрение методов соучастия в практику дизайна. Дизайнер становится своеобразным проводником между искусством и человеком. Но здесь необходимо напомнить о том, что все выше сказанное имеет отношение только к профессиональным дизайнерам, а не дизайнерам - самоучкам.

Трудности дизайна в наши дни значительно отличаются от прошлого, с одной стороны, дизайнер - творческая профессия, требующая определенных художественных навыков, «чувства прекрасного» , чувства меры в этом «прекрасном». Но на практике, оказывается, что "дизайн является функциональным элементом индустриальных структур и должен быть ориентирован, во-первых, на решение средствами дизайна корпоративных задач по достижению высоких прибылей и, во-вторых, на определенные, уже сформировавшиеся потребности различных социальных, национальных, возрастных групп населения." Тогда получается, что функция в дизайне уходит на второй план? Ведь если говорить о коммерческой выгоде, то большим спросом на современном рынке пользуются вещи нередко лишенные этой самой функции. Больше внимания в них привлекает именно яркий дизайн, а не то, что в данный момент человек в них остро нуждается. Но некоторые предметы дизайна заключают в себе и яркий внешний вид, и глубокое функционально содержание. Но большинство потребителей, приобретая данную вещь, не используют и половину содержащихся в ней функций, а руководствуются лишь веяниями моды, тем самым пытаясь по средствам данной вещи поддержать свой социальный статус. Таким образом, получается, что дизайнер должен выбирать - коммерческая выгода или творческое удовлетворение и реализация себя в искусстве. Ведь большинство «дизайнерских» изделий оказываются вне коммерческого рынка. Но в этом есть и положительна сторона - дизайнер, у которого есть возможность, и главное, желание может совмещать два вида деятельности - коммерческую и для «души», а для остальных всегда остается выбор, каким образом реализовать себя в творчестве.

Как было уже сказано ранее, дизайн - носитель социальных изменений , и они могут быть как положительными, так и отрицательными. Не является ли то, что мы называем модными течениями и разнообразием выбора всего лишь навязыванием мнения определенной группы людей, средством манипулирования массами при помощи дизайна? Так ли безобиден массовый дизайн? Развивает ли подобный дизайн чувство вкуса и стиля у подрастающего поколения? Отвечая на эти вопросы, мы не будем рассматривать индустриализм в целом, с его негативными влияниями на окружающую среду, высокими затратами человеческих и материальных ресурсов - это характерная черта нашего времени, и преодолеть которую в ближайшее время не представляется возможным. Возьмем во внимание лишь моральный аспект этих влияний.

Развитие массового производства товаров несет в себе немаловажный экономический фактор, данная группа товаров вполне доступна для многих слоев населения, и это, несомненно, является положительной стороной вопроса, но в таком случае уже не приходится говорить об индивидуальности каждого человека. Но справедливости ради нужно отметить, что не массовый дизайн делает человека безликим и сливающимся с толпой , а отсутствия элементарного стиля, и четкого ощущения собственной индивидуальности. При умелом и правильном обращении с вещью, будь то предметы одежды, интерьера, даже предметы массового производства помогут выразить то неповторимое и индивидуальное, что привнес в них их обладатель. Из этого следует вывод, что человек всегда остается хозяином положения, и если у потребителя не хватает чувства вкуса и меры, сколько бы качественных и достойных продуктов дизайна не находилось бы в поле его зрения, он все равно выберет «вещицу», созданную недобросовестным дизайнером, даже если ее цена будет на порядок выше чем у вещи качественной.

Цель - сближение человека с миром прекрасного, с качественным и профессиональным дизайном.

Налаживание связей человек - вещь, становится одной из главных функций современного дизайна. История дизайна неразрывно связанна с развитием индустриальных технологий, эти два течения в какой-то степени развивают друг друга, т.е. появление новых технологий производства тут же влечет за собой разработку дизайнерами новых объектов, также как и разработка новых продуктов дизайна стимулирует развитие промышленных технологий. И как следствие, все эти направления развития индустриальных технологий призваны к одной цели - сближение человека с миром прекрасного, с качественным и профессиональным дизайном.

Функции дизайна в бытии

Все что человек когда либо делал, и делает в искусстве в наше время пронизано эстетическим ощущением прекрасного на уровне интуиции . Причем у каждого художника мера «прекрасного» своя, и при создании каждой новой работы, автор полагается, только на собственные чувства и ощущения. "И то, что мы сегодня называем искусством, т.е. некая специальная деятельность (и ее результаты), направленная, прежде всего на создание и выражение эстетического…имеет долгую историю, восходящую практически к истокам самой культуры, но оно далеко не всегда было выделено из утилитарно-бытовой или культово-религиозной деятельности в качестве самостоятельного и самоценного вида." Вот и сейчас, можно проследить тесную связь между искусством, в виде дизайна, и повседневной жизнью человека, его бытом.

Практически все предметы дизайна, созданные в наше время, служат современному человеку именно в быту. И естественно, что функциональное значение дизайна, в этом случае, трудно переоценить. В работе Т.Ю. Быстровой «Вещь. Форма. Стиль. Введение в философию дизайна» рассмотрено две группы социокультурных функций дизайна: функции дизайна в бытии и антропологические функции дизайна. Рассмотрим подробно первую группу.

Эстетическая функция

Дизайн всем своим существом призывает к эстетизации предметного мира, окружающего человека. Причем, "эстетическое представляет собой не преодоление практического, а отказ от его тотальности, позволяющий достичь духовного раскрытия, Практические нужды перестают быть единственными и включаются в более широкий бытийный контекст, форма предмета подтверждает позитивные духовные проявления его создателя."

Как измерить уровень эстетического в том, или ином продукте дизайна? Бычков В.В., отвечая на данный вопрос, говорит что: "как видно из самого определения эстетического, строгих критериев «измерения» уровней эстетического не существует и принципиально существовать не может, ибо эстетическое является характеристикой взаимоотношения субъекта и объекта, а так как субъективный компонент принципиально вариативен,…то и не может существовать объективного критерия для уровня эстетического."

Существует лишь минимальная возможность измерить «долю эстетики» путем учета при анализе вещи группы или класса субъектов восприятия, религиозные взгляды, уровень образования и т.д. Поэтому, сложно судить о доле прекрасного в каждой конкретной вещи, так как это сугубо индивидуальный аспект оценки художественного произведения. Но при этом нельзя забывать о том, что дизайн призван к гармонизации среды, окружающей человека, и по возможности, должен ограждать его от некачественных товаров конвейерного производства, созданных не профессиональными дизайнерами.

Гуманизирующая функция

Дизайн неразрывно связан со своим потребителем , все, что делают дизайнеры, призвано служить человеку, удовлетворять его потребности, прихоти. Как индивидуален каждый человек, также индивидуальна среда, которую он вокруг себя создает. Нельзя со всей уверенностью утверждать, что та, или иная вещь не имеет право на существование, из-за того что мы считаем ее безвкусной, все индивидуально, и если вещь сделана для конкретного потребителя, то в ней заложена именно та функция, необходимая данному, конкретному человеку. Но это утверждение действительно только при индивидуальном, частном подходе к проектированию вещи. Если говорить о массовом производстве, то ответственность дизайнера в этом вопросе возрастает. "В дизайне не может быть мелочей в работе с формой и материалом, потому что им предстоит сосуществовать с человеком, о котором нужно думать в первую очередь." Но при массовом производстве невозможен диалог между дизайнером и потенциальным потребителем, в этом случае дизайнеру приходится полагаться на собственные представления о его потребностях, но также можно брать за основу статистические данные, практику своих предшественников или собственный жизненный опыт в работе с клиентами.

Организующая функция

Данная функция является следствием основной функции дизайна - гармонизации среды вокруг человека, ведь сложно представить хоть какую-то гармонию в хаосе. Организация, упорядочение предметов в пространстве - является неотъемлемой частью этой самой гармонии. Если рассмотреть эту функцию на примере интерьера, то она является едва ли не главной задачей в создании действительно качественного объекта. Так как упорядочить предметы в пространстве, при этом создать для человека по-настоящему комфортную среду, а не просто красивую картинку, которая развалится после нескольких дней пребывания человека в данном интерьере - задача очень сложная, и решить ее под силу только дизайнеру, с хорошим профессиональным чутьем, которое подкреплено знаниями и навыками в этой области.

Упорядочить предметы в пространстве...задача очень сложная, и решить ее под силу только дизайнеру, с хорошим профессиональным чутьем, которое подкреплено знаниями и навыками в этой области.

Рационализирующая функция

Каждый вещь, претендующая называться продуктом дизайна, должна совмещать в себе две основные характеристики - быть эстетически привлекательной и функциональной. Также в работе дизайнера немаловажное значение приобретает фактор меры, нужно уметь вовремя остановиться, особенно это касается использования декоративных средств в работе над какой-то конкретной вещью или интерьером. Данные аспекты "предполагают рациональную работу дизайнера, посредством которой форма вещи приводится в наиболее адекватное соотношение с ее целью. Предметы, созданные дизайнером, вообще не предполагают излишеств, но только - продуманные излишества."

Каждый вещь...должна быть эстетически привлекательной и функциональной.

Созидательная (креативная) функция

Возможно ли в наше время, когда казалось бы, все великое уже создано, проявить себя как творческую личность, и открыть для окружающих «Америку» в виде нового, креативного, ранее не виданного дизайнерского объекта? Или уже все было создано до нас, и удел современных дизайнеров лишь переделка уже известных шедевров «под себя», под ситуацию, под заказчика? Не является ли современная эклектика лишь безысходной формой самовыражения? Способ смешения всего что уже было ранее, для получения чего то нового с одной стороны очень удобен, минимум затрат, от дизайнера требуется только знание стилей и воображение, для качественного синтеза знаний и навыков накопленных предшественниками. Но все ли так просто как кажется? В большинстве случаев, данный микс превращается во что-то совершенно немыслимое, что никак нельзя назвать дизайном.

Если рассматривать в качестве примера дизайн интерьеров, то эклектика становится едва ли не самым популярным способом передачи автора своего видения пространства, хотя сам стиль является многодельным и трудоемким, и требует от дизайнера определенных навыков и опыта. И при рассмотрении итогов данной работы, больше половины «шедевров» не заслуживают такого количества внимания, сколько им уделяют, точнее сказать, данные идеи не заслуживают даже того, чтобы быть воплощенными в жизнь. Куда смотрят заказчики, для которых все это создается? Большинство людей полагаются на мнение дизайнеров, а для некоторых, слова дизайнера «модно и актуально» становятся определяющими в принятии решений. В чем же тогда состоит возникшая проблема? В недобросовестных дизайнерах, или в отсутствии вкуса у их клиентов? Не исключено, что дизайнер сам не понимает своих ошибок допущенных в работе, по незнанию, или отсутствию опыта. Но зачем тогда ставить перед собой задачи, решить которые, пока, не предоставляется возможным.

Само понятие интерьера настолько глубокое, и, по-моему, мнению, в интерьере, как и в одежде, нельзя слепо следовать за модой. Как одежда должна идти человеку, так и интерьер должен соответствовать в первую очередь человеку, для которого он создан, а не модным течениям современности. Новое, это зачастую забытое старое, только в новой «обложке».

Сигнификативная функция

Название для вещи, предмета, может играть как значительную роль, так и формальную . Иногда требуется с помощью названия раскрыть до конца функцию, заложенную проектировщиком, в этом случае имя "выступает концентрированной формой представления концепции." Но зачастую это не требуется, само изделие является носителем необходимой информации. Например, большинство парфюмерных и косметических компаний названы именем собственным (Dior, Chanel и т.д.) а уже сериям выпускаемой продукции данных марок, дают более «говорящее» название, чтобы покупатель данных изделий, мог из многочисленных коробочек и флакончиков, выбрать нужный товар, так как зачастую, форма упаковки не является столь информативной.

Заключение

Дизайн - многогранная структура, как индивидуальна и неповторима каждая отдельная личность, так и индивидуален дизайн. Ведь без социального контекста дизайн представлял бы собой всего лишь декоративное искусство, набор чертежей. Высокая социальная значимость продуктов дизайна и дизайна в целом, обуславливают значение, которое он приобретает в современном мире. Нет людей равнодушных к тому, что их окружает, какая предметная среда становится качественной характеристикой уровня жизни. Подводя итоги проделанной работе, необходимо отметить, что дизайн проникает во все сферы нашей жизни, трудно в таком случае переоценить его влияние на быт современного человека. Определение дизайнера как носителя изменений накладывает на него большую ответственность, повышает социальную значимость его труда.

Большое значение в современном дизайне приобретают идеи сотрудничества потребителя и дизайнера, для наиболее эффективного конечного результата совместной деятельности.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что на сегодняшний день, дизайн и его социальная составляющая неразделимы, так как дизайн призван к гармонизации среды вокруг человека, привнесения в нее комфорта и индивидуальности.

  1. Мосоров А.М. Мосорова Н.Н. Теория дизайна. Екатеринбург, 2004 ,с.99;
  2. Там же, с.100;
  3. Там же, с.132;
  4. Там же, с.106;
  5. Бычков В.В. Эстетика. Краткий курс. М.: Проект, 2003, с.159-160;
  6. Быстрова Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна. Екатеринбург,2001, с. 21;
  7. Бычков В.В. Эстетика. Краткий курс. М.: Проект, 2003, с.162;
  8. Быстрова Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна. Екатеринбург,2001, с. 26;
  9. Там же, с. 28;
  10. Там же, с.30.

Список литературы

  1. Быстрова Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна. Екатеринбург,2001
  2. Бычков В.В. Эстетика. Краткий курс. М.: Проект, 2003.
  3. Мосоров А.М. Мосорова Н.Н. Теория дизайна. Екатеринбург, 2004

Записей не найдено.

Кто такой дизайнер-график? Графический дизайн (от англ. design - замысел, проект, чертеж, рисунок) представляет собой специфическую область художественно-проектной деятельности, которая направлена на создание визуальных сообщений, распространяемых с помощью средств массовой коммуникации. Эта отрасль дизайна сравнительно молода, официальной датой ее рождения принято считать 1964 год, когда состоялся Первый конгресс Международного общества организаций графического дизайна ICOGRADA (International Council of Graphic Designers Associations). Графический дизайн во многом отличается от «вещного» дизайна, задача которого - сделать удобным и красивым то, что окружает человека в повседневной жизни. В этом направлении работают многие специалисты: художники-конструкторы автомобилей, станков, механизмов, разработчики бытовой техники, проектировщики мебели, создатели моделей одежды, обуви, работники аналогичных творческих профессий. Таких специалистов принято сейчас называть дизайнерами (дизайнер-конструктор, дизайнер-колорист, дизайнер-визажист, дизайнер причесок, дизайнер-модельер, ландшафтный дизайнер, дизайнер интерьера, дизайнер-стилист и т.п.). Графический дизайн отличается от «предметного» конструирования тем, что он связан с художественным проектированием, а мира информации. Современный дизайнер-график - это специалист творческой профессии, который не только владеет методами «информационного проектирования», но и является истинным художником, смело использующим средства изобразительного искусства в своей работе.

Нередко произведения графического дизайна называют визуальными креативами, а их авторам принадлежат такие же права, как и создателям произведений искусства, науки, литературы. Работы лучших дизайнеров-графиков, имея ярко выраженный информационный характер, в то же время обладают несомненной эстетической ценностью и достойны самой высокой искусствоведческой оценки. По сути, графический дизайн является самостоятельным направлением современного прикладного искусства. Сегодня графический дизайн используется в рекламе, издательской деятельности и печати, кино, телевидении, компьютерной и электронной технике, сфере паблик рилейшнз, других областях массовой информации. Недаром его иногда очень точно называют коммуникационным дизайном. Средствами графического дизайна создаются визуальные сообщения самой разной сложности и назначения - от краткого рекламного объявления до многостраничного печатного издания, от небольшого люминесцентного указателя до огромного светового информационного табло.

Для этого используются традиционные средства печати, компьютерная техника и другие современные электронные средства отображения информации. Подготовка информационных сообщений методами графического дизайна производится с помощью графических образов. На их основе вырабатываются представления о каком-либо объекте, явлении или процессе реального мира. Графические образы, скомпонованные в единое целое, должны подталкивать зрителя к тем умозаключениям, которые нужны создателю информационного сообщения. Таким образом, дизайнер-график - это «визуальный интерпретатор», переводчик информации на язык, понятный миллионам людей. С помощью образных знаков он способен донести до адресата практически любые сведения, не прибегая к длительным словесным объяснениям. Результаты творческого труда дизайнера-графика могут воплощаться в самом разном виде. Это листовки, информационные проспекты, рекламные объявления, плакаты, буклеты, визитные карточки, проиллюстрированные и сверстанные полосы журналов, газет, книг и т.п. Ряд дизайнеров специализируется в области создания марок, этикеток, ярлыков, других видов малоформатной печатной продукции, наклеиваемых на тару и упаковку промышленных и продовольственных товаров.

Особой областью графического дизайна является разработка динамических транспарантов, указателей, агитационных установок, информационных табло, управляемых световых экранов и т.п. Особенно бурно развивается кино- и теледизайн, связанный с созданием заставок, концовок, титров кинофильмов, телепередач, видеопрограмм, электронных TV-объявлений. Несмотря на значительные отличия объектов графического дизайна друг от друга, все они предназначены для обеспечения так называемой коммуникативной функции - функции общения, и объединяет их общий язык наглядных образов. Специфика творчества дизайнера-графика заключается в том, что он должен не только сообщить зрителям конкретную информацию, но и соответствующим образом преподнести ее. Поэтому дизайнер-график - это и проектировщик, умеющий выбирать средства, необходимые для успешного решения той или иной коммуникативной задачи, и маркетолог, который легко ориентируется в рынке информации и хорошо представляет, кто может быть ее потенциальным потребителем, и психолог, знающий законы зрительного восприятия. Он всегда должен стремиться к максимальной информативности изобразительного решения, к «визуальной красноречивости». Качество и действенность такого решения определяется многими критериями, с помощью которых выясняется, насколько хорошо соотносятся текст и изображение, оценивается точность и новизна информации, просчитывается получаемая польза - от экономической до нравственной. коммуникация информационный визуальный транспарант

Таким образом, для практики графического дизайна характерно стремление преодолеть разрыв между научно обоснованным подходом к решению поставленной информационной задачи и интуитивным, эмоциональным творческим процессом. Дать профессиональный портрет специалиста, работающего в сфере графического дизайна, достаточно сложно. Сегодня эта область искусства и науки объединила художников промышленной графики, оформителей книжной продукции, создателей печатной и электронной рекламы, работников агитационно-оформительского искусства и др. В их рядах находятся фотохудожники, полиграфисты, проектировщики-архитекторы, журналисты, в совершенстве владеющие словом и способные кратко описать то или иное событие. Здесь же можно увидеть специалистов в области компьютерной графики и средств отображения информации. Сегодня в сфере графического дизайна складывается примерно такая же ситуация, которая в XV веке наблюдалась в цехе граверов. Там была принята особая система обозначений, отражающая личное участие того или иного мастера в создании художественного произведения: invenit - «создал композицию», fecit- «исполнил», penxit - «написал картину, с которой выполнена гравюра», sculpsit - «вырезал», excudit - «издал». Аналогично этой системе дизайнеры-креаторы создают визуальное решение поставленной задачи, арт-дизайнеры - исполняют его в той или иной области графической техники, копирайтеры - подготавливают текст, разрабатывают рекламные лозунги, призывы и т.п.

Самостоятельным направлением графического дизайна является дизайн печатной продукции. Печать - это одно из важнейших средств массовой информации, которое во многом формирует не только общественное мнение и поведение людей, но и эстетические вкусы каждого отдельно взятого человека. Процесс создания печатной продукции связан с необходимостью упорядочить поток информации, сделать ее максимально наглядной, доходчивой и удобной для восприятия. Дизайнер-график решает, каким образом должна быть выражена идея, сущность напечатанного на листе бумаги «информационного послания», отображает его языком наглядных образов, грамотно выбирает вид и, если это нужно, соответствующую конструкцию издания. Он способен наилучшим образом связать друг с другом текст и изобразительный материал, использовав при этом единую систему знаков, иллюстраций, декоративных украшений и пр. Распространение информации с помощью печати или средств телекоммуникации имеет ряд особенностей. Если печатная продукция дает возможность читателю самостоятельно определять скорость и тактику усвоения материала, то средства телекоммуникации позволяют повысить темп передачи и усвоения информации, выделять в ней самое главное с помощью специальных приемов. Здесь методы графического дизайна не менее значимы, чем при подготовке печатной продукции. Таким образом, информация, подготовленная для зрительного восприятия человека, сегодня является результатом тесного взаимодействия графического дизайна и современной техники. Можно сказать, что дизайн визуальной информации - это творческая деятельность, основанная на синтезе искусства и точного прагматического расчета. Все чаще для подготовки визуальных сообщений используются компьютерные программы. Это значительно ускоряет и облегчает работу дизайнеров-графиков. Но каким бы мощным не был компьютер, он никогда не заменит специалиста, обладающего художественным вкусом, способного генерировать идеи и воплощать их.

Применения термина

Графический дизайн как дисциплину можно отнести к числу художественных и профессиональных дисциплин, фокусирующихся на визуальной коммуникации и представлении. Для создания и комбинирования символов, изображений или слов используются разнообразные методики с целью сформировать визуальный образ идей и посланий. Графический дизайнер может пользоваться типографским оформлением, изобразительными искусствами и техниками вёрстки страниц для производства конечного результата. Графический дизайн как термин часто применяют при обозначении самого процесса дизайна, с помощью которого создаётся коммуникация, так и при обозначении продукции (результатов), которая была получена по окончании работы.

История

Наступление эпохи книгопечатания

Самой первой из известных нам напечатанных книг является буддистская священная книга. Книга напечатана на ткани с помощью распиленных деревянных блоков в 868 г. во времена правления китайской династии Тан (618-906). В начале XI в. с помощью печатающих устройств создавались длинные свитки и книги, что делало их широко доступными во время династии Сун (960-1279). Но подлинное начало эры книгопечатания связано с изобретением печатного станка в середине 1440-х годов Иоганном Гутенбергом.

Мировые школы графического дизайна

Русский конструктивизм (1920-е годы), американская рекламная графика (1930-1950-е годы), швейцарская школа графики (1950-1970-е годы), польская школа плаката (1950-1970-е годы), японская школа плаката (1960-1980-е годы). К ведущим национальным школам графического дизайна относятся также английская, голландская, французская, немецкая, финская.

Всемирная организация по графическому дизайну - ICOGRADA, Международный совет ассоциаций по графическому дизайну. Россия представлена в ICOGRADA Академией графического дизайна, Британской высшей школой дизайна, МГХПА (Московская государственная художественно-промышленная академия) им. С. Г. Строганова и ВАШГД (Высшая академическая школа графического дизайна).

Разделы графического дизайна

Графический дизайн можно классифицировать по категориям решаемых задач.

  • Типографика , каллиграфия , шрифты , книжное оформление
  • Фирменный стиль (корпоративный стиль), в том числе фирменные знаки, логотипы , брендбуки
  • Визуальные коммуникации, в том числе системы ориентации (навигационные и иные пиктограммы)
  • Плакатная продукция, в том числе рекламные плакаты
  • Визуальные решения для упаковок продукции, в том числе кондитерской и пищевой
  • Задачи веб-дизайна
  • Визуальный стиль телевизионных передач и других продуктов СМИ

Графический дизайн становится все более интегрирующей профессией, объединяющей в работе со сложным, многоуровневым предметом визуальной реальности принципы и методы различных профессиональных дисциплин. Кроме визуального образа, текста , пространства, графический дизайн осваивает такие реальности, как движение , время , интерактивность и оперирует все более разнообразными средствами экономических , маркетинговых и культурных коммуникаций.

Профессиональное компьютерное программное обеспечение:

  • Для офсетной полиграфии: Adobe Photoshop (работа с растровыми изображениями), Adobe Illustrator (работа с векторными изображениями), Adobe InDesign и QuarkXPress (верстка страниц)
  • Для наружной рекламы и трафаретной печати: Corel Draw

Основные продукты графического дизайна

Общепринятое использование графического дизайна включает в себя журналы, реклама, упаковка и веб-дизайн. Например, упаковка товара может включать в себя логотип или другое изображение, организованный текст и чистые элементы дизайна, такие как формы и цвет, способствующие единому восприятию картинки. Композиция - одно из важнейших свойств графического дизайна, в особенности при использовании предварительных материалов или иных элементов.

  • книжные макеты и иллюстрации
  • графическое решение открыток и почтовых марок
  • оформление грампластинок и DVD дисков
  • корпоративный стиль компании и его основной элемент - логотип
  • буклеты , брошюры , календари и другая рекламная полиграфическая продукция
  • упаковки, этикетки, обложки

Галерея

См. также

Примечания

Литература

  • Розенсон И. Основы теории дизайна. - СПб. : Питер, 2006. - 224 с. - ISBN 5-469-01143-7
  • Туэмлоу Э. Графический дизайн. Фирменный стиль, новейшие технологии и креативные идеи. - М .: АСТ, 2007. - 256 с. - ISBN 5-17-041011-5
  • Charlotte Fiell, Peter Fiell Contemporary Graphic Design. - Taschen Publishers, 2008. - 559 с. - ISBN 978-3-8228-5269-9
  • Latin-American Graphic Design / Wiedemann, Julius & Taborda, Felipe. - Taschen Publishers, 2008. - 544 с. - ISBN 978-3-8228-4035-1

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Графический дизайн" в других словарях:

    Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии. Дизайн менеджмент это такой инструмент бизнеса, ориентированный на рынок и конечного потребителя,… … Википедия

    Зарисовка разгонного двигателя парового локомотива. Дизайнер решает задачу унификации научных и инженерных результатов (см. промышленный дизайн) Дизайн (англ. … Википедия

    ДИЗАЙН - (англ.–замысел, проект, чертеж): художественно проектное творчество, формирующее технико эстетические качества предметно пространственной среды человека. Современный дизайн возник в конце 19 – начале 20 в. под влиянием бурного развития техники и… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

    дизайн - (от англ. dezign – проект, чертеж, замысел) – вид проектировочной деятельности, направленный на конструирование предметной среды по законам эстетики, с учетом особенностей восприятия ее человеком. Психический механизм воздействия д. на психику… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Веб дизайн … Википедия

    Пример веб страницы, использующей CSS лейаут Веб дизайн (от англ. Web design) отрасль веб разработки и разновидность дизайна, в задачи которой входит проектирование пользовательских веб интерфейсов для сайтов или веб приложений. Веб дизайнеры… … Википедия

    Неудачный пример решения задачи промышленного дизайна реализация стула и вешалки в одном предмете Промышленный дизайн (промдизайн, предметный дизайн, индустриальный дизайн) отрасль дизай … Википедия

    - – функциональная сфера дизайна, направленная на передачу сообщения, посредством визуальных объектов. С психологической точки зрения, коммуникационный дизайн – метод сознательного формирования образов в разуме, который приводит к возникновению… … Википедия

В наши дни понятие «дизайна» настолько расширило свои границы, что нам уже сложно представить себе окружающий мир без него. Дизайн проник практически во все сферы деятельности человека. Это в полной мере касается и такого вида дизайнерского искусства, как графический дизайн. С его проявлениями мы сталкиваемся повсюду — мы покупаем газеты, книги и глянцевые журналы, обращаем внимание на рекламные листовки, этикетки и красочные афиши, сталкиваемся с графическим дизайном в полиграфии и сети Интернет.

Графический дизайн превратился не столько в создание привлекательных картинок, сколько в изменение визуально-коммуникативной среды, которая окружает человека в повседневной жизни. Сегодня графический дизайн – это целая наука, в которой сочетаются расчетливость аналитика с творческими способностями художника.

Хотя данную отрасль дизайна можно назвать сравнительно молодой, поскольку официальной датой ее рождения принято считать 1964 год, когда прошел Первый конгресс Международного общества организаций графического дизайна, тем не менее, истоки графического дизайна относятся еще к древнейшим временам. Ведь даже самые древние и примитивные рисунки, сделанные рукой человека, можно рассматривать как первоначальный этап развития графического дизайна.

С течением времени человек все ближе подходил к осознанию того, что выражение информации посредством графических символов гораздо более эффективно, нежели простой текст или устная речь. Примером этого в современной жизни могут быть различные предупредительные сигналы на дорогах, передающих водителю необходимый минимум информации за короткое время.

Большую роль в становлении и развитии графического дизайна сыграло наступление эпохи книгопечатания. В Европе история графического дизайна в качестве отдельной сферы деятельности, относящейся к числу художественных и профессиональных дисциплин, относится к Средним векам, когда первые, еще достаточно примитивные печатные станки стали относительно доступны издателям.

Становление графического дизайна как специфической области творчества непосредственно связано с постепенным слиянием двух направлений – коммерческого искусства, связанного с массовым выпуском афиш, газетных и журнальных публикаций в конце XIX — первой половине XX века, и современного изобразительного искусства. Широкое распространение фотографии, развитие кинематографа с последующей экспансией телевидения и видео способствовали росту интереса к визуальным формам выражения и восприятия.

Еще один важный этап, связанный с развитием графического дизайна – это появление цифровых технологий и создание персональных компьютеров, что дало графическим дизайнерам новейшие инструменты, позволившие кардинальным образом изменить их работу. Компьютеры сделали возможным создание всех заготовок в программной среде, что позволяет дизайнерам экспериментировать с различными решениями и с легкостью исправлять свои ошибки при необходимости. В век компьютерных технологий и Интернета графический дизайн стал более доступным и свободным.

Как мы видим, графический дизайн прошел достаточно долгий путь своего развития. Если раньше под графическим дизайном понимали исключительно художественное расположение и монтаж на печатном листе текста с изображением в процессе создания зрительно-словесного ряда, то сегодня сфера деятельности дизайнеров-графиков существенно расширилась. Под графическим дизайном в настоящее время понимают создание визуальных (графических) изображений с целью воплощения определенных идей. В современном мире значение визуальных форм выражения выросло необычайно.

Графический дизайн несет в себе информативную функцию (для того, чтобы разъяснять людям самые различные вопросы) и эмоциональную (чтобы вызвать у человека определенные чувства и сформировать нужное мнение). Очевидно, что графический дизайн тесно переплетается с рекламой и изобразительным искусством, а потому он использует примерно схожие понятия, элементы, принципы и методы. Например, если для рекламы главное – продать, то для графического дизайна – донести до людей какую-нибудь идею. Для решения этой задачи дизайнеры-графики используют разнообразные визуальные коммуникации.

Нужно отметить, что графический дизайн несколько отличается от обычного или, например, промышленного дизайна, где основная задача состоит в том, чтобы сделать удобным и красивым все то, что окружает человека в повседневной жизни. Графический дизайн связан не с художественным проектированием предметов, а с миром информации. Средствами графического дизайна могут быть различные визуальные коммуникации – от краткого рекламного объявления до огромного электронного информационного табло.

Дизайнер-график работает с графическими образами, способными подталкивать зрителя к тому действию или умозаключениям, которые нужны создателю информационного сообщения. Таким образом, графический дизайнер пытается перевести информацию на визуальный язык, понятным большинству людей. С помощью графических образов он способен донести до адресата практически любую информацию, не прибегая к каким-либо длительным словесным объяснениям.

Существуют различные виды графического дизайна. Например, там, где используется текст, значительную роль играет типография, в основе которой лежит создание словесного текста средствами типографского набора. Здесь важным моментом является выбор шрифта, размещение заголовков, частей текста или заставок как относительно друг друга, так и по отношению к носителю информации, то есть к газетной полосе или полю афиши.

В графическом дизайне, тесно связанном с промышленным производством и его продукцией, дизайнеры имеют дело с фирменными знаками, этикетками и упаковками. Также графический дизайн широко применяется в области коммерции и развлечений. Тут работа графического дизайнера сопряжена с созданием рекламных брошюр, каталогов, плакатов, связанных с той или иной рекламной компанией.

Также графический дизайн играет большую роль в создании фирменного стиля компании, то есть определении постоянного запоминающегося зрительного образа всего того, что связано с предприятием, его деятельностью и продукцией. К таким основным элементам фирменного стиля, которые разрабатываются дизайнерами-графиками, относятся логотип, шрифт, цветовая гамма и композиционные принципы. Элементы фирменного стиля могут охватывать все, что связано с повседневной деятельностью компании, начиная от деловой документации и заканчивая моделями одежды сотрудников.

Итак, к графическому дизайну относятся следующие направления:

  • типографика (искусство грамотного предоставления текстовой информации);
  • дизайн полиграфической и печатной продукции (газет, журналов, плакатов, постеров и наклеек);
  • разработка фирменного стиля (определение набора визуальных приемов, объединенных общим направлением, присущим всей продукции, атрибутике и рекламным компаниям фирмы);
  • web-дизайн как область графического дизайна;
  • разработка систем ориентации (предупредительных знаков и символов);
  • дизайн упаковки;
  • создание иллюстраций.

Конечно, в настоящий момент графический дизайн в наибольшей степени задействуется в рекламе, издательской деятельности и печати, а также других областях массовой информации, где он помогает в продажах и распространении определенных идей. Графический дизайн формирует имидж компании и визуально представляет направление деятельности бизнеса, что способствует привлечению потенциальных клиентов. От качества проработки дизайна напрямую зависит успех любой рекламной компании. Причем в готовом дизайнерском решении всегда должна быть привлекательная и оригинальная композиция, которая бы вызывала у зрителя нужные ассоциации, например, доверие к бренду или качество.

В условиях все более ожесточенной конкуренции на рынке с самого момента создания компании и на протяжении всей ее жизни руководство постоянно сталкивается с необходимостью использования графического дизайна. Ведь любая компания стремиться к тому, чтобы выделиться на фоне конкурентов, плюс к этому очень важно, чтобы потенциальные клиенты не просто узнали о деятельности фирмы, но и запомнили ее. Решить эту задачу без применения средств графического дизайна, представляющих информацию в легкой, понятной для человека визуальной форме очень трудно. Работая с визуальными образами, дизайнер-график способен взволновать человека внезапным воспоминанием, послужить приятной ассоциацией или подарить ему эстетическое, а может быть и интеллектуальное удовольствие.

Нужно понимать, что графический дизайн является смежной отраслью очень многим иным сферам, включая изобразительное искусство, геометрию, типографическую верстку, черчение и техническое проектирование. Соответственно, эта область дизайна включает в себя методики и инструменты, свойственные ряду иных смежных сфер. С течением времени ремесло графического дизайнера стало оперировать все большим количеством маркетинговых, экономических и культурных коммуникаций. Поэтому зачастую при выполнении какого-либо проекта дизайнер-график сотрудничает с другими специалистами – психологами, социологами, маркетологами и искусствоведами. Это необходимо для того, чтобы выработать оптимальную стратегию обработки информации и превращения ее в конкретные визуальные сигналы, которые будут интерпретироваться зрителем определенно и однозначно.

Впрочем, в компетенцию самого дизайнера также входят соответствующие знания о рынке, потребителях, психологических возможностях восприятия. Ведь в процессе своей деятельности графический дизайнер занимается сбором и анализом информации, определением проблемы и постановкой цели, созданием общей концепции дизайна. И только после этого он переходит непосредственно к разработке графического решения и гармоничной композиции. Профессиональные качества и квалификация современного графического дизайнера напрямую обуславливаются тем, насколько свободно, широко и тактично он владеет методами «информационного проектирования» и умеет управлять визуальными средствами коммуникации.

Графический дизайн сегодня применяется во многих областях деятельности, неся в себе декоративную, информативную и эмоциональную функции. Проекты, разрабатываемые профессиональными дизайнерами-графиками, часто называют визуальными креативами и их создателям принадлежат такие же права, как, например,литературным авторам или создателям произведений искусства. Таким образом, графический дизайн превратился в самостоятельноеи активно развивающееся направление современного прикладного искусства.

Обложки музыкальных альбомов отражают в себе тенденции графического дизайна, как ничто другое. Посмотрев на них, мы можем понять, что вообще происходит на сегодняшний день в этой сфере.

2017 год удивляет грубыми обложками, такое ощущение, что дизайнеры создали их на коленке в переходе метро.

Так проявляется тенденция в использовании экспериментального дизайна, который идет вразрез с тем, что обычно можно считать «хорошим» художественным произведением.

Почему так происходит?

Культура мемов

Тут и там мы можем видеть обложки музыкальных альбомов, которые отражают культуру мемов. Интернет - это мега-сила, движущая музыкальную индустрию прямо сейчас.

Обложка живет в цифровом мире, и она должна хорошо выглядеть как в виде миниатюры в магазине iTunes, так и на массивном рекламном щите. Поэтому важно удалить все ненужные элементы, которые захламляют пространство.

Мы живем в самосознательном обществе, и дизайн всегда будет отражать то, что происходит в социуме.

Если все в восторге от мемов… почему бы не использовать это в графическом дизайне?

Графический дизайн – искусство, которое должно стоять само по себе как хороший образец дизайна, а также должно заставлять задумываться и быть способным вызвать нужную реакцию.

Мем на сегодня – это еще один визуальный язык, и каждый новый «шедевр» распространяется молниеносно, подобно лесному пожару.

Мемы сложно назвать выскоэстетичной вещью, но они - напоминание о том, насколько мощным может оказаться правильный текст с правильным изображением.

Простой дизайн

Художники начинают разрушать стену между собой и своей аудиторией, чтобы казаться более реальными. Все, что приукрашено, сложно, имеет много деталей – это не 2017 год. В этом году ценится все натуральное, «необработанное», топорное. Такие приемы создают образ реального, настоящего, за которым мы уже успели соскучиться.

Мы очень сильно приучены к тому, что дизайн в нашей повседневной жизни очень «полируется», причесывается, поэтому, когда мы сталкиваемся с чем-то более сложным, мы сразу озадачиваемся.

Простота учит нас принимать вещи такими, как они есть. Без мишуры и обмана.

В графическом дизайне такой подход может сигнализировать реакцию против повышенного внимания к дизайну, которое возникло в последние годы. За последние десять лет уровень осведомленности о дизайне значительно возрос. Вокруг много «дизайна», возможно, «чрезмерного дизайна». И люди устали от этого – пора что-то менять.

Хороший, плохой, уродливый

И пока продолжается дискуссия о том, являются ли музыкальные обложки в частности, и вся эта тенденция в целом примером «плохого» дизайна, или просто новым направлением в графическом дизайне, они, безусловно, поразили как дизайнеров, так и любителей музыки.

Называть это примером «плохого» дизайна довольно проблематично, поскольку это подразумевает, что существует конкретное видение того, что такое« хороший »дизайн. Модернизм сам по себе предложил идеал универсального, вневременного хорошего дизайна, но даже это вступает в моду и выходит из моды. Много модернистского графического дизайна можно отнести к определенному времени.

Дизайн - это выражение, и три примера, приведенные здесь, являются показателем того, где дизайн находится в 2017 году.

Дизайнеры и художники всегда отталкивались от того, что стереотипно считается нормой. Выйти за рамки – вот что вдохновляет.

Многое из того, что мы видим сегодня, люди могут считать плохим дизайном. Это безуспешные попытки воссоздать стиль эпохи и извлечь выгоду из ностальгии.

Если реализовать это плохо и не вовремя – затея не оправдает себя.