Раз-ступенька, два-ступенька. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Петерсон Л., Холина Н.П. Сценарий образовательной ситуации в технологии деятельностного подхода Л. Г. Петерсон в старшей группе детского сада Много абс

В 2016 году учебники математики для 1-4 классов авторства Петерсон Л.Г. не вошли в официальный перечень книг, рекомендованных Министерством образования РФ.

Понять, подходит ли вашему ребёнку эта программа, можно, если разобраться в её особенностях. О том, являются ли эти особенности положительными или отрицательными, каждый родитель решит сам.

Быстрый темп

Темп, в котором дети проходят программу, очень быстрый. Часто одной теме отводится буквально один урок, и дальше ребенок переходит к новому типу заданий. В учебнике нет пошаговых разборов упражнений и примеров решения задачек.

Например, в учебнике Моро М.И. в первом полугодии третьего класса школьники проходят числа до 1000. За это же время дети, которые занимаются по книге Петерсон, берут множества, миллионы и миллиарды.

Слабая теоретическая часть и отсутствие понятной структуры

Теоретической части как таковой в учебнике нет. На отдельных страницах встречаются небольшие подсказки в виде таблиц или рисунков. Детей это не напрягает. Ведь не надо заучивать правила. Открываешь книгу - и можно сразу приступать к решению примеров.

Отсутствие теоретической части - проблема для родителей. Если ребёнок пропустил урок или невнимательно слушал учителя, нужно как-то восполнять пробелы в знаниях дома. Поскольку правил в учебнике нет, родителям сложно разобраться, что именно объяснять ребёнку.

Я нашла выход из ситуации: подготовила собственную небольшую методичку, где расписала для каждого урока из учебника, какие темы мы проходим, а также алгоритмы решения и правила на эти темы.

Учит нестандартным решениям

Петерсон предлагает детям самостоятельно придумать алгоритмы, формулы, пути решения задач. Например, разбить фигуры по какому-то признаку, найти закономерность и продолжить её, придумать, как решить задачу. В этом учебнике поощряется, если ребенок приходит к решению без помощи преподавателя.

Проблема в том, что учителя редко следуют рекомендациям авторов и не ждут, пока школьник додумается до алгоритмов сам. Это происходит из-за нехватки времени. Когда не успеваешь пройти с детьми основную программу (сложение и вычитание в столбик, например), нет возможности давать школьникам время на длительные размышления. Приходится показывать отработанную схему решения.

В учебнике слабо проработан раздел «Геометрия»

В других учебниках начальной школы отводятся несколько глав только под геометрию. В учебнике Петерсон геометрия даётся как бы мимоходом, в конце каждой главы в форме вопросов. Как результат - дети не всегда могут разобраться в этих темах, отличить периметр от площади. Раздел «Геометрия» остаётся на откуп учителю.

Много абстрактных понятий

Уже с первого-второго классов в учебниках водится понятие «переменная». В конце каждого урока детям предлагается упражнение «Блиц-опрос». Это очень коротенькие задачки на составление выражения, в котором вместо чисел используются буквы. Вместо привычных «5 яблок» написано «b яблок».

Дети в младшей школе ещё не совсем понимают, что им делать с числами, а когда к ним присоединяются буквы, вроде абстрактных «b яблок», то школьникам становится совсем сложно.

Даже родителям такие задания бывают не всегда понятны, что уж говорить о детях.

Зато тому, кто разобрался с этой темой в младшей школе, будет намного проще осваивать алгебру .

Много игровых заданий на развитие логического мышления

Решить ребус, пройти лабиринт, закрасить фигуру или её часть, соединить точки - все эти здания развивают логическое мышление и постоянно встречаются в учебнике. Дети их оченьлюбят , решают с удовольствием, даже на переменах.

На самом деле программа Петерсон подходит детям с разными способностями. Сейчас у меня очень «средний» класс, который, несмотря на быстрый темп и другие сложности программы, неплохо справляется со счетом и задачками. Все дело в подходе педагога. Усвоит или не усвоит школьник программу, на 80% зависит от учителя .

На изучении математики делают акцент многие современные школы развития, разрабатываются различные продуктивные методики обучения этой точной науке. Одна из них - методика обучения Петерсон.

Просто о сложном

Автором этой всемирно известной методики обучения математике является Людмилы Гергиевны Петерсон , доктор педагогических наук, профессор, директор Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000...», лауреат Премии Президента РФ в области образования.

Методика Петерсон построена по принципу «слоеного пирога». Суть ее в том, что знания преподаются детям в простой и доступной форме, причем ребенок как бы «наслаивает» новую информацию на уже имеющиеся знания. Важная особенность методики в том, что она приближена к реальным потребностям ребенка. Возможно, именно поэтому дети, обучающиеся по методике Петерсон, знают намного больше своих сверстников и опережают их по развитию примерно на 1 – 2 года. Причем обучение по данной методике возможно начинать уже с трехлетнего возраста. Даже сложные для освоения темы даются детям в простой, доступной форме, которая чаще всего проходит в интересной игровой форме.

Воспитательный момент

В отличие от традиционной методики обучения в школе, где учитель объясняет, а ученик усваивает, методика
обучения Петерсон предполагает, что каждый ребенок добывает новые знания самостоятельно. Для этого ему даются определенные задания, которые он пока решать не умеет. Для того, чтобы справиться с поставленной задачей, ребенок должен предложить какой-то вариант решения, версию, гипотезу, объяснить и проверить ее. Истина рождается в результате совместного обсуждения, созидательной работы, которая воспитывает личность, при этом знания усваиваются гораздо глубже. Причем с каждым разом меняется глубина изучения и уровень восприятия полученной информации. Таким образом, если ребенок не выучил что-то на первом году обучения по методике Петерсон, у него есть все шансы овладеть этими знаниями на следующий год, правда задача при этом несколько усложнится. Чересчур сложный для изучения материал есть возможность на некоторое время отложить, чтобы затем освоить его уже на новом этапе своего развития.

Реалистичность обучения

Еще одна отличительная особенность методики Петерсон заключается в том, что она максимально приближена к реальному миру, что особенно важно на раннем этапе развития детей младшего дошкольного возраста. Дело в том, что сложные абстрактные понятия и формулы для малышей слишком трудны для освоения, особенно в плане их практического применения в жизни.

Урок-игра

Уроки по методике Петерсон напоминают увлекательную игру, что
повышает интерес к процессу обучения и во многом облегчает его, вызывают положительные эмоции и интерес. У детей, занимающихся по методике Петерсон, перед глазами всегда большой числовой ручеек. Когда нужно, предположим, сложить два числа - 3 и 1, он ставит пальчик на число 1 и делает три шажка вперед. Если нужно из 5 вычесть 2, он ставит пальчик на число пять и делает два шажка назад. Вот и вся игровая логика!

Наглядность

Во время письменных занятий на уроках по методике Петерсон используются красочные яркие тетради и учебные и наглядные пособия и игрушки, от одного взгляда на которые захочется играть не только детям, но и взрослым вместе со своими детьми. Тем более, методика построена таким образом, что для занятий необязательно посещать специальные кружки и школы раннего развития. Вполне возможно заниматься обучением детей по методике Петерсон в домашних условиях.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Программа подготовки дошкольников по математике Л.Г.Петерсон, Н.П.Холина «Раз- ступенька, два ступенька Пояснительная записка Курс математики для дошкольников представляет собой начальное звено единого непрерывного курса математики 0 9, который разбивается в настоящее время с позиций комплексного развития личности ребенка, гуманизации и гуманитаризации математического образования (научный руководитель доктор физико математических наук, профессор Г.В. Дорофеев). Главной целью курса математики для школьников является всестороннее развития ребенка: развития его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности. Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Между тем наибольшую трудность в начальной школе испытывают не те дети, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что - то новое. При этом особое значение имеет развитие фантазии, воображения, творческих способностей. Таким образом, основными задачами данного курса математики для дошкольников являются: 1) Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества. 2) Развитие образного мышления (ощущения, восприятия, представления). 3) Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез сравнение, обобщение, классификация, аналогия). 4) Развития вариативности мышления, творческих способностей, фантазии, воображения, конструктивных умений. 5) Увеличения объема внимания и памяти. 6) Развитие речи, умения обосновывать свои суждения, строить простейшие умозаключения. 7) Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих. 8) Формирование общеучебных умений и навыков (умение обдумывать и планировать действия, осуществлять решение, догадываться о результатах и проверять их, строго подчиняться заданным правилам и алгоритмам, и т.д.). 9) воспитание интереса к предмету и процессу обучения в целом. Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с разными областями математической действительности: с количеством и счетом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками, - то есть с теми математическими понятиями, которые лежат в основе содержания курса начальной математики и определяют глубину и качество усвоения школьной программы. Новый материал вводится на основе принципа деятельности, то есть не дается детям в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Математика должна войти в жизнь детей не как теория, а как «открытие» закономерных связей и отношений окружающего мира. А учитель подводит детей к этим открытиям организуя и направляя их учебные действия например, детям предлагается прокатить через ворота два предмета. В результате собственных предметных действий они устанавливают, что шар катится, потому что он «круглый», без углов, а кубу мешают катиться углы. Таким образом, дети учатся распознавать геометрические фигуры, знакомятся с их названиями, выявляют существенные признаки. Форма занятий должна быть подвижной, разнообразной и меняться в зависимости от поставленных задач.

2 Возрастные особенности детей определили насыщенность учебного материала игровыми заданиями. Однако использование большого количества игр вовсе не означает снижения уровня математического содержания. Напротив, многие традиционные для дошкольной подготовки темы перенесены на более ранний период, а спектр рассматриваемых вопросов существенно расширен в направлении формирования у детей фундаментальных математических идей. Следует особо подчеркнуть, что речь здесь идет не об изменении требований типовой программы к математической подготовке дошкольников, а об изменении механизма достижения этих целей. Одним из таких механизмов является принцип минимакса, сформировавшийся в дидактике на основе идей Л.В. Выготского, А.Н. Леонтьева, Л.В. Занкова и др. Он означает такую организацию работы с детьми, когда знания даются по возможному максимуму (в зоне их ближайшего развития), а требования к устранению знаний предъявляются по минимуму, необходимому прохождения следующего этапа обучения и определенному государственным стандартом. Другими словами, успешность обучения достигается не за счет облегчения заданий до уровня самых слабых детей, а за счет формирования у каждого ребенка желания и умения преодолевать трудности. Использование принципа минимакса позволяет всем детям без перегрузки достигнуть уровень обязательных результатов обучения, не замедляя развития более способных детей. Таким образом, решается вопрос уровневой дифференциации дошкольной подготовки: каждый ребенок продвигается вперед в своем темпе. В дошкольном возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому первостепенное значение имеет индивидуальный подход, создание для каждого ребенка ситуации успеха, атмосферы доброжелательности, где все дети независимо от их способностей «чувствуют себя дома». Принцип комфортности является необходимой составляющей работы с детьми, так как невыполнение этого требования отрицательно влияет на их здоровье и психическое развитие. Важной особенностью данной программы является то, что она представляет собой органическую часть общего курса математики, обеспечивая непрерывность его на всех этапах. Непосредственным продолжением программы в начальную школу является программа для начальной школы 1 4 Л.Г. Петерсон, а в среднюю школу программа для 5 9 классов Г.В. Дорофеева, Г.К. Муравина и Л.Г. Петерсон. Таким образом, в данной программе реализованы следующие дидактические принципы: 1) принцип деятельности обеспечивает всестороннее развитие детей; 2) принцип минимакса обеспечивает индивидуальный путь развития каждого ребенка; 3) принцип комфортности обеспечивает нормальное психофизиологическое состояние детей; 4) принцип непрерывности обеспечивает преемственные связи между всеми ступенями обучениями. Календарно-тематическое планирование занятий по математике «Раз-ступенька, дваступенька» (1 занятие в неделю, всего 28 занятия) План. Факт. Количество Тема занятия занятия часов 1 1 Числа Числа Числа Число 6. Цифра Число 6. Цифра 6

3 6 1 Число 6. Цифра Измерение длины. 8 1 Измерение длины. 9 1 Измерение длины Число 7. Цифра Число 7. Цифра Число 7. Цифра Число 7. Цифра Тяжелее, легче. Сравнение по массе Измерение массы Число 8. Цифра Число 8. Цифра Число 8. Цифра Объем. Сравнение по объему Измерение объема Число 9. Цифра Число 9. Цифра Число 9. Цифра Площадь. Измерение площади Число 0. Цифра Число 0. Цифра Число 10. Цифра Шар.Куб.Параллепипед. Пояснительная записка Курс развития речи и обучение грамоте для дошкольников является начальным звеном непрерывного курса «Обучение грамоте»- русский язык- чтение-литература для 1-11 классов в рамках образовательной программы «Школа2100». Общая цель программы подготовить в ходе дошкольного и школьного развивающего обучения функционально-грамотную личность как показатель качественного обучения, обеспечить у школьника готовность к дальнейшему развитию. Одним из способов достижения этой цели- создание непрерывных курсов. Применительно к обучению русскому языку под непрерывностью понимается наличие последовательной цепи учебных задач на протяжении всего процесса овладения языком, переходящих друг в друга и обеспечивающих постоянное продвижение учащегося вперед на каждом из последовательных временных отрезков. Непрерывность же на границе «детский сад- школа» обеспечивает преемственность в обучении. Дошкольный курс развития речи и подготовки к обучению грамоте призван обеспечить качественную подготовку детей к обучению в начальной школе по Образовательной программе «Школа 2100». Развитие дошкольника ведется по четырем основным линиям, определяющим его готовность к школьному обучению: 1)линия формирования произвольного поведения; 2)линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности; 3)линия перехода от эгоцентризма к умению видеть мир с точки зрения других людей; 4)линия мотивационной готовности. Особенностью программы является использование элементов логопедической методики для детей дошкольного возраста, цель которой предупреждение ошибок в чтении и письме. Цель курса- всестороннее развитие личности ребенка, его ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств.

4 Задачи обучения: 1) формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения; 2) развитие наглядно- образного и формирование словесно-логического мышления, умения делать выводы, обосновывать свои суждения; 3) формирование приемов умственных действий: анализа, синтеза сравнения, обобщения, исключения, моделирования, конструирования; 4) развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения вариативности мышления; 5) развитие общеучебных умений: умения работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое дело до конца; работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия; 6) развитие умений общения со взрослыми, со сверстниками, умения видеть мир глазами другого человека; 7) развитие умений говорения, слушания и чтения; 8) развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих; 9) обогащение активного, пассивного, потенциального словаря: развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка носителя языка; развитие умения оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением; 10)расширение представлений об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребенка. Решение этих задач осуществляется в процессе занятий по обучению грамоте и обучению письму. Занятия проводятся по учебнику Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Т.Р.Кислова «По дороге к азбуке» и по прописям Бунеевых и О.В. Прониной «Наши прописи». Тематическое планирование занятий по обучению грамоте и обучению письму развитию речи и по подготовке к обучению письму (1 занятие в неделю, всего 28 занятий). План. Факт заняти я Календарно- тематическое планирование по подготовке к обучению грамоте и письму Колич ество часов «По дороге к Азбуке» «Наши прописи» 1 1 Звуки и буквы Письмо прямых и наклонных линий Слова. Звуки. Звук а ы а Звуки о,э о, э Звуки и,ы ы,и,а,о,э Звук у.гласные звуки и буквы. у У 10 1 Звуки м, м. Согласные звуки. Слоги.Твердые и м М мягкие согласные Звуки н,н. Согласные звуки и буквы. Слоги. нн 12 1 Звуки п,п. п П 13 1 Звуки т, т. Гласные звуки и буквы (а,о,у,и,ы, тт

5 э).согласные звуки и буквы(м,н,п,т) 14 1 Звуки к,к кк 15 1 Звуки х, х.звуки КХ,кх хх 16 1 Звуки ф, ф й Слоги с буквой ф. фф 17 1 Звуки йэ, йо, йу, йа. Слоги. е,ю,я 18 1 Звуки л,л.дифференциация звуков л,й лл 19 1 Звуки в, в, ф, ф.ифференциация звуков в, в, ф ф в,ф. Звонкие и глухие согласные Звуки ч,щ.дифференциация звуков. ч,щ 21 1 Звуки б б. Дифференциация звуков б б, п п, б-п Звуки д и д. ; д-т. д-т. д, т 23 1 Звуки с, с сс 24 1 Звук ц. Дифференциация звуков ц-с, ц-ч Звуки г и г. Дифференциация звуков г- к, г-к Звуки з и з. Дифференциация звуков с- з, с-з.свистящие согласные звуки. цц гг. зз 27 1 Звуки ш ж Шипящие согласные звуки. ш, ж 28 1 Звуки р,р. р Р


Пояснительная записка «Первые шаги к знаниям» В соответствии с комплексной модернизацией образования в нашей школе была введена программа предшкольного образования. Цель подготовительного образования состоит

2 Оглавление Пояснительная записка.3 Учебно-тематический план 4 Содержание курса.. 6 Перечень учебно-методического обеспечения.. 8 Список литературы 9 3 Пояснительная записка Курс развития речи и подготовки

Пояснительная записка «Первые шаги к знаниям» В соответствии с комплексной модернизацией образования в нашей школе была введена программа предшкольного образования. Цель подготовительного образования состоит

Муниципальное е дошкольное образовательное учреждение 19 «Березка» Ярославского муниципального района Дополнительная образовательная программа «Обучение грамоте» Возраст детей 6-7 лет Программа рассчитана

Пояснительная записка «Первые шаги к знаниям» В соответствии с комплексной модернизацией образования в нашей школе была введена программа предшкольного образования. Цель подготовительного образования состоит

Пояснительная записка «Первые шаги к знаниям» В соответствии с комплексной модернизацией образования в нашей школе была введена программа предшкольного образования. Цель подготовительного образования состоит

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 385 Красносельского района Санкт-Петербурга ПРИНЯТА Педагогическим советом ГБОУ СОШ 385 Решение от протокол УТВЕРЖДЕНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ГОРОДА ЗЕЛЕНОГРАДСКА» ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ «УТВЕРЖДАЮ» ДИРЕКТОР МАОУ ДОД «ДШИ г.зеленоградска»

Пояснительная записка Модифицированная дополнительная образовательная программа обучения математике имеет социально-педагогическую направленность и составлена на основе государственной программы развития

2 Оглавление Пояснительная записка.3 Учебно-тематический план 4 Содержание курса.. 7 Перечень учебно-методического обеспечения.. 8 Список литературы 9 3 Пояснительная записка Курс развития речи и подготовки

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад 11» СОГЛАСОВАНО ПЕДАГОГИЧЕСКИМ СОВЕТОМ ПРОТОКОЛ 1 ОТ 01.09.2016 72 ОТ 01.09.2016 У ТВЕРЖДЕНО ЗАВЕДУЮЩИЙ

Учебно-методическое пособие «Раз- ступенька, дваступенька»петерсон Л.Г. предназначено для развития математических представлений старшего дошкольного возраста и подготовки к школе. Иногда дошкольная подготовка

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 43 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга ПРИНЯТО Педагогическим советом государственного бюджетного дошкольного

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа 575» «Утверждаю» Принята на заседании методического (педагогического) совета Руководитель

Пояснительная записка В соответствии с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования одной из задач является обеспечение преемственности целей, задач и содержания

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение ГИМНАЗИЯ 70 Петроградского района Санкт-Петербурга 970, г. Санкт-Петербург, ул. Литераторов, д. 9/ лит. «А» телефон: 476449, 476448, 476454, 476450

Цель работы - комплексное развитие познавательно-речевой деятельности детей. Задачи: 1) развитие умений говорения и слушания, формирования опыта чтения слогов; 2) развитие интереса и внимания к слову;

АННОТАЦИЯ К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ «РАЗ- СТУПЕНЬКА» для детей от 3 до 8 лет Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс Модифицированная

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ Г.МОСКВЫ СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Пояснительная записка 1. Рабочая программа по «Развитию речи и подготовке к обучению грамоте» составлена на основании комплексной программы развития и воспитания дошкольников в образовательной системе

Пояснительная записка Данная разработана на основе авторской программы Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова «Игралочка», «Раз ступенька, два ступенька» практический курс математики для дошкольников». Главной

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЗНАЙКА для обеспечения развития познавательных и творческих способностей детей 5-6 лет Педагог дополнительного образования Байкина Е.Н. ГБОУ

Пояснительная записка к программе «Раз ступенька, два - ступенька» (развитие математических представлений) Дополнительная образовательная программа обучения математике имеет социальнопедагогическую направленность

УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ 79 Е. Г. Девяткина октября 204 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ подготовка к обучению грамоте «По дороге к Азбуке» СОДЕРЖАНИЕ. Пояснительная записка. 2. Планируемые предметные

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 8 Рассмотрена и принята на заседании педагогического совета МБ ДОУ 8 Утверждаю: ий МБ ДОУ 8 Толопченко В.В.

УТВЕРЖДАЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА» Учитель: уч.год уч.год уч.год уч.год 2016 год Содержание рабочей программы: 1 Пояснительная записка 2-4 2 Содержание программы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Приреченская средняя общеобразовательная школа» Утверждено: Директор школы Л.Н.Микичур Приказ 192-1-ос от «28» августа 2017г. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ГРУППЫ

Познавательное развитие Кружок «Игралочка» Данная программа разработана на основе курса «Игралочка» авторов Л.Г.Петерсон, Е.Е. Кочемасовой Цель и задачи программы, ее место в образовательном процессе.

Дидактическая игра в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста. Задачи коррекционно-логопедического обучения: - формирование полноценных произносительных навыков; - формирование

Приложение 2 к приказу от 30.09.2013 года 184 1. Общие положения. ПОЛОЖЕНИЕ О ПЛАТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГЕ «ШКОЛА БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ» 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Предшкольная пора» Модуль «Математика» (учащиеся группы дошкольного образования возраст 5,5 6,5 лет) Рабочая программа

МОУ ДОД «Дом детского творчества» УТВЕРЖДАЮ: Директор МОУ ДОД "Дом детского творчества" /Е. Ф. Кулакова/ " " 20 г. Программа дополнительного образования «Игралочка», (модифицированная, на базе учебного

Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа 199» Рекомендовано УТВЕРЖДАЮ Методическим советом директор ГБОУ Школа 199 Протокол В.В.

Негосударственное образовательное частное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Радуга» г. Калуги Принято на педсовете Утверждаю: от 30 августа 2018г. Директор НОЧУ СОШ «Радуга» Протокол 1 Нахаев

Реализуемые образовательные программы. Социально коммуникативное развитие Коломийченко Л.В. «Дорогой света и добра» Программа социальнокоммуникативного развития детей 3-7 лет. Тимофеева Л.Л. Программа

Содержание. 1. Пояснительная записка. 2. Цель и задачи программы. 3. Планируемые результаты освоения программы 4. Организация учебно-воспитательного процесса. 5.Содержание программы дошкольного образования

Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад 4 Приморского района Санкт-Петербурга Рассмотрено «УТВЕРЖДАЮ» На педагогическом совете Заведующий ГБДОУ детский сад 4 ГБДОУ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 644 Приморского района Санкт-Петербурга «ПРИНЯТА» Педагогическим советом ГБОУ школа 644 Приморского района Санкт-Петербурга

Пояснительная записка Рабочая программа «Речевое поле» разработана в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов: - Федеральным законом «Об образовании в Российской федерации» N 273-ФЗ от

Кружок «Занимательная математика» Воспитатель БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка детский сад 341» Манник Лидия Андреевна Психологи считают, что в дошкольном возрасте не следует стремиться к искусственной

Пояснительная записка. Пособие предназначено для развития математических представлений детей 6-7 лет и подготовки к школе. Иногда дошкольная подготовка детей сводится к обучению их счету, чтению, письму.

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПАРТНЕР ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ: СОДЕРЖАНИЕ и ЭФФЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Особенности развития современных дошкольников Тенденция к усугублению проблем задержки речевого развития дошкольников;

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность Одним из важных показателей готовности ребенка к школе является его речевое развитие, которое далеко не всегда соответствует возрастному уровню развития будущего школьника.

Сведения о программах (учебно-методических комплектах, используемых в обучении детей) «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100» для детей 3 7 лет» рассматривает

Пояснительная записка Рабочая программа направлена на создание благоприятных условий для полноценного развития ребенка дошкольного возраста, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие

Срок реализации: 1 год Возраст детей: 5,6 6,6 лет Программа дополнительного образования детей общеразвивающей направленности «Развитие речи и подготовка к письму» Программа рассмотрена на кафедре начальных

Пояснительная записка Рабочая программа обучения математике имеет социально-педагогическую направленность и составлена на основе государственной программы развития математических представлений «Раз ступенька,

Предшкольная пора- год до школы. Занимаемся в детском саду и школе. Ведущий методист Центра ДиНО Ерофеева Т.Н, Статья 64. Дошкольное образование 1. Дошкольное образование направлено на формирование общей

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 9» РАБОЧАЯДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЛЮБОЗНАЙКА» ДЛЯ

1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа разработана на основе авторской «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова). Она рассчитана на 60 часов

П А С П О Р Т программы дополнительного образования по ФЭМП 1. Год создания 2. Автор-составитель 2015 год Лагунова Галина Федоровна, педагог дополнительного образования, образование высшее, стаж педагогической

Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Школа 505 «Преображенская» «Утверждаю» Директор Л.А. Наумов 9» августа 208 г. Направленность: социально-педагогическая

Предшкольная подготовка Дорогие родители! Программа подготовки к школе поможет Вашему ребенку быть готовым к обучению в начальной школе. Добро пожаловать на наши занятия по подготовке ребёнка к школе!

ЦЕНТР ОБЩЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Распределение учебных часов в группах центра общего развития детей дошкольного возраста ГБОУ гимназии 1507 ЮЗОУО ДО г. Москвы с 1 октября 2013 года. Название

Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Весѐлая математика» разработана в соответствии со следующими документами: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

Тип ситуации: открытие нового знания.
Тема: «Мир удивительных цветов».

Цель: формирование у дошкольников умения составления и чтения схем «последовательных действий» на примере рисуночной схемы посадки цветов.

Задачи.
Образовательные:
Расширить:
- начальные знания о природном мире (на примере мира цветов);
- знания об условиях необходимых для роста и развития растений;
Закрепить представления об экологических связях в природе: зависимость живой природы от неживой.Развивающие:
содействовать развитию качеств личности: наблюдательность, отзывчивость, самостоятельность, трудолюбие.Воспитательные:
содействовать формированию
- экологической культуры детей старшего дошкольного возраста; - установки положительного отношения к миру природы, к труду в природе;
создавать условия для:
- развития бережного отношения к природе;
- проявления самостоятельности в трудовой деятельности (труд в природе).

Предварительная работа.
Беседа «Зачем растениям нужны вода, солнце, земля».
Наблюдение за ростом лука в земле, воде.
Рассматривание цветущих растений.
Чтение и пересказ русской народной сказки «Вершки и корешки».
Просмотр мультипликационного фильма по мотивам рассказа В. Катаева «Цветик-семицветик».
Заучивание посевных стихов, приговорок.

Материалы к занятию.
Демонстрационный материал:
карточки с изображением солнца, воды, почвы, воздуха: размер: 13×13;
карточки с изображением пустого горшочка, горшочка с землёй, луковицы цветка с пророщенными росточками, совка для создания углубления в земле, горшочек с землёй и посаженной луковицей, лейка с водой: размер: 13×13;
стрелки - 5 шт.

Раздаточный материал:
горшочки, совочки, лейки с водой по количеству детей;
луковицы цветов по количеству детей;
ёмкость с большим количеством земли;
фартуки на каждого ребёнка.

Оборудование:
магнитная доска: размер: 120×100 см;
столы 2 шт. (поставленные квадратом) или один круглый стол;
клеёнка для покрытия стола;
стулья по количеству детей;
костюм для Феи Цветов;
сказочный цветок «Цветик-семицветик»;
зелёный настил (искусственный) для оборудования клумб - 2 шт.;
искусственные полевые цветы - 12 шт.:
ромашка - 4 шт.;
мак - 4 шт;
василёк - 2 шт.;
колокольчик - 2 шт.
искусственные садовые цветы - 12 шт.:
роза - 2 шт.;
нарцисс - 2 шт.;
тюльпан - 4 шт.;
ирис - 2 шт.;
лилия - 2 шт.
Корзина для цветов - 2 шт.

Необходимые материалы:
письмо Феи Цветов;
аудиозаписи:
· В.Дашкевич, сл. Ю. Ким «Приходите с гости к нам» из к/ф «Там на неведомых дорожках» (без слов);
· П.И. Чайковский «Подснежник» из цикла «Времена года»;
· П.И. Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»;
· П.И. Чайковский «Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик».
Заставка-картинка «Цветочный город» для проецирования на экране.

Ход занятия.
1. Введение в игровую ситуацию.
Дети входят в групповую комнату.
-Ребята, к нам пришли гости! Поздороваемся с ними. Они рады Вас видеть, и улыбаются Вам! Покажите, что Вы тоже им рады. Познакомьтесь с ними.
Подойдите ко мне!
- Сегодня в наш детский сад пришло загадочное письмо!

Педагог читает письмо.
«Дорогие ребята! Я очень прошу Вас помочь мне в одном очень трудном, но полезном деле. Весна уж давно вступила в свои права, а я не успеваю справиться с посадками цветов. Надеюсь, Вы мне поможете!
Я живу в Цветочном городе. Я жду Вас! Фея Цветов».

Ребята, а вы любите цветы?! (Да.), (Конечно мы любим цветы!), (Очень!).
- Расскажите стихотворения о цветах, которые вы знаете!
Дети читают стихи о цветах, которые выучили заранее.

Вы хотите помочь Фее Цветов? (Хотим.), (Конечно.), (Мы любим помогать.).
- Кто же такая Фея цветов? (Волшебница.), (Сказочница.), (Красивая девушка.).
- Как Вы думаете, мы сможем ей помочь?! (Да.).
- Почему? (Мы уже многим помогали.), (Мы будем стараться и у нас получится помочь.) .
- Что надо для этого сделать? (Надо всем вместе посадить цветы.), (Надо, чтобы каждый из нас посадил по цветку.).
- Как же нам попасть к Фее Цветов? (С помощью волшебных слов.), (С помощью волшебных предметов: ковёр-самолёт, волшебная палочка, волшебный цветок, дудочка.).
- У нас в группе, в уголке природы, есть волшебное растение Цветик-семицветик. Он нам сможет помочь попасть к Фее Цветов? (Конечно поможет.).
- Думаю нам пора спешить на помощь к Фее Цветов! Как мы можем использовать возможности Цветика-семицветика? (Давайте возьмём один лепесток, произнесём волшебные слова и перенесёмся в Цветочный город.)

Под музыку В. Дашкевич, Ю. Ким «Приходите в гости к нам» дети произносят слова: «Лети. Лети, лепесток. Через запад на восток. Через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли, быть по-нашему вели. Хотим, чтобы мы оказались в цветочном городе».

2. Актуализация в игровой ситуации.
На экране появляется картинка - заставка цветочного города. Звучит музыка П.И. Чайковского «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».
- Что мы видим в цветочном городе? (Цветы.)
- Какие бывают цветы (Садовые.), (Полевые.).
- Давайте познакомимся с жителями цветочного города! Выберите из корзины садовые цветы, назовите и расположите на зелёной полянке.

Ребята берут из первой корзинки, в которой находятся и садовые, и полевые цветы, только садовые цветы, называют и располагают на предложенном зелёном настиле.

В вазе на зелёном настиле оказываются собранными только садовые цветы.
- Вы знаете много садовых цветов. Мне очень хочется убедиться, что и полевые цветы вы знаете хорошо. Выберите из второй корзины полевые цветы и расположите на другой зелёной полянке!

Ребята берут из второй корзинки, в которой находятся и садовые, и полевые цветы, только полевые цветы, называют и располагают на предложенном зелёном настиле.

В вазе на зелёном настиле оказываются собранными только полевые цветы.
- Вы знаете большое количество цветов! Я думаю, что вы можете сказать много красивых слов о цветах! (Разноцветные.), (Изящные.), (Прекрасные.), (Красивые.), (Ароматные.), (Необыкновенные.), (Яркие.), (Благоухающие.), (Разноцветные.).
- Молодцы! Какие прекрасные слова о цветах вы сказали!
(Цветам нужна почва.), (Почва, в которой находятся корни, обеспечивает цветы питательными веществами.)

Ребёнок берёт карточку с изображением горшочка с почвой и прикрепляет на доску.
-Без чего цветы не могут расти? (Без воды.), (Вода поит растения, умывает их.)
- Выбери, ….. (имя ребёнка), нужную карточку и прикрепи на доску.

Ребёнок берёт карточку с изображением воды и прикрепляет на доску.
- Без чего цветы не могут расти? (Без солнца.) , (Солнце согревает растения, даёт им тепло.)

Ребёнок берёт карточку с изображением солнца и прикрепляет на доску.
- Без чего цветы ещё не могут расти? (Цветам нужен воздух.), (Воздух нужен всем живым для дыхания!)
- Возьми, …. (имя ребёнка), нужную карточку и прикрепи на доску.

Ребёнок берёт карточку с изображением воздуха и прикрепляет на доску.
- Без чего цветы не могут расти? (Цветам нужен уход.), (Моя бабушка говорит, что без любви к ним, они плохо растут и сохнут.).
- Конечно, растениям необходимы: уход, забота и любовь, которые способствуют росту, цветению и красоте растений!
- Давайте представим себя растениями!

Психогимнастика «Я - растение».
На фоне музыки П. И. Чайковского «Подснежник» из цикла «Времена года» звучит текст. Дети выполняют указанные движения.

Текст Движения детей
- Представь, что ты растение-малыш. Тебя посадили в землю. Ты ещё очень маленький росточек. Совсем слабый, хрупкий, беззащитный. Дети присаживаются на корточки, пригибая голову к коленям, изображая себя маленьким растением.
- Но вот чьи-то добрые руки поливают тебя, вытирают пыль, рыхлят землю, чтобы твои корни дышали. Ты начинаешь расти. Воспитатель подходит к детям и гладит каждого по голове.Дети начинают медленно подниматься, изображая рост цветка.
- Твои лепесточки подросли. Стебель стал крепким, ты тянешься к свету. Дети встают в полный рост, вытягивая вверх руки.
- Тебе так хорошо жить с другими красивыми цветами. Дети покачиваются, изображая себя цветами и улыбаются.

- Вам понравилось быть растениями? (Да.), (Понравилось.).
- Почему? (За нами ухаживали!), (О нас заботились!).

3. Затруднение в игровой ситуации
Звучит музыка П.И. Чайковского «Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик».
- Слышите, кто-то идёт. Пойду, посмотрю! Только тихо!
Воспитатель выходит и надевает наряд Феи Цветов. Возвращается.
- Здравствуйте, ребята! Я Фея Цветов. Для чего вы пришли в мой город? (Мы пришли Вам помочь посадить цветы.).
- Вы знаете, как сажать цветы? (Нет.).
- С чем мы столкнулись? (Возникло затруднение!).
- Почему вы не знаете? (Мы не умеем), (Я видел только, как родители на даче сажали петрушку.), (Мы не пробовали.), (Все цветы разные: одни сажают с помощью семян, другие - луковицами).

4. Открытие нового знания
- Вы сможете научиться сажать цветы? (…… (Да!).
- Что необходимо для посадки? (Почва).
- Куда мы должны насыпать почву?! (В цветочный горшочек).
- ….. (имя ребёнка), выбери карточку и прикрепи на доску.
Ребёнок прикрепляет карточку с пустым горшочком на доску.

Как вы думаете, что мы будем делать дальше?
(Насыплем почвы.)
- Почему? (Для растений нужна почва.), (Чтобы цветок питался.), (В почве питательные вещества.)
- …… (имя ребёнка), выбери нужную карточку и прикрепи на доске.
Ребёнок прикрепляет карточку с изображением горшочка с землёй на доске.

Я прорастила луковицы тюльпанов и нарциссов. Давайте их рассмотрим! Где корешки, где вершки? (Вершки - зелёные листочки, а корешки - внизу, тоненькие, как ниточки.)
- Вы видите, что появились первые росточки. Как мы будем сажать луковицу тюльпана (нарцисса) корешками или вершками? (Корешками.)
- Почему? (Корни у всех цветов в земле.)
Педагог прикрепляет к доске «стрелку», как обозначение следующего действия, осуществляемого при посадке цветов.

- …… (имя ребёнка), выбери нужную карточку.
Ребёнок выбирает карточку с изображением луковицы и прикрепляет к доске.

Что нужно сделать, чтобы луковице было удобно находиться в земле.
(Надо сделать углубление.), (Совком разрыть ямку.)
- Молодцы. Такая ямка, называется лунка.

Педагог прикрепляет к доске «стрелку», как обозначение следующего действия, осуществляемого при посадке цветов.
- … (имя ребёнка), выбери, пожалуйста, нужную карточку и прикрепи на доске.
Ребёнок выбирает карточку с изображением совочка, находящегося в земле и прикрепляет к доске.
- Что же будем делать дальше?

Педагог прикрепляет к доске «стрелку», как обозначение следующего действия, осуществляемого при посадке цветов.
(Засыплем землёй.), (Прикроем землёй корешки луковицы).
- Молодцы! Выбери нужную карточку… (имя ребёнка), пожалуйста!
Ребёнок выбирает карточку с изображением луковицы в горшочке и прикрепляет к доске.
- Вы всё сделали, чтобы наши тюльпаны росли? (Не всё.)
- Что еще нужно сделать!

Педагог прикрепляет к доске «стрелку», как обозначение следующего действия, осуществляемого при посадке цветов. (Полить.)
- Что произойдёт, если не полить цветы? (Погибнет.)
- Почему? (Цветам нужна вода!), (Это их питание.), (От воды они растут.)
- Кто хочет найти нужную карточку? Хорошо, …. (имя ребёнка), иди, выбирай карточку.
Ребёнок выбирает карточку с изображением лейки с водой и прикрепляет к доске.
- Давайте повторим все наши действия при посадке цветов.

Фея ведёт указкой по выстроенной на доске рисуночной схеме, а дети проговаривают алгоритм посадки цветов.
- ….. (имя ребёнка), назови первое действие при посадке цветов. (Приготовить горшочки.) .
- Далее, …. (имя ребёнка), что мы будем делать? (Насыпать почву.).
- Следующее наше действие какое, …. (имя ребёнка)? (Прорастить луковицы или семена до появления первых росточков.).
- Поясни, …. (имя ребёнка), глядя на схему, как мы действуем дальше. (Надо сделать углубление.), (Совком разрыть ямку, которая называется лунка.).
- Хорошо. Затем, …. (имя ребёнка), объясни своё действие. (Засыплем землёй, прикроем корешки луковицы.).
- И последнее действие, …. (имя ребёнка)? (Надо обязательно полить.

).
- С какой трудностью, мы встретились на занятии? (Мы не умели сажать цветы.).
- Что вы мне скажите сейчас? (Мы поняли, как сажать цветы!).
-Только поняли?!
Педагог ведёт указкой по выстроенной на доске рисуночной схеме.
(Мы составили рисуночную схему «Как сажать цветы?»).
- Зачем рисуночная схема нам нужна? (Объяснить другим.), (Если забыл, на нее посмотришь и быстро всё вспомнишь.).
- Что обозначено в схеме? (Порядок действий при посадке цветов.), (Мы знаем, как надо действовать при посадке цветов).
- Значит, у нас получится посадить цветы!

5. Включение нового знания в систему знаний
- Сейчас мы подойдём к столу и приступим к работе! Наденем фартуки. У каждого из Вас есть всё необходимое для посадки цветов.
- Приступайте к работе.
Дети приступают к посадке цветов. Звучит музыка П.И. Чайковского «Вальс цветов». Воспитатель корректирует деятельность детей, обращая их внимание на рисуночную схему посадки цветов на доске.
- Молодцы! Вы всё сделали согласно схеме. Чтобы наши цветы росли быстрее, расскажем посевную приговорку.

Посевная приговорка.
Уж, ты, луковка, моя,
Ты, не бойся, что земля!
Ляжешь в лунку ты на дно!
Ничего, что там темно.
К свету, к солнцу из земли
Ты, росток, скорей пошли!
Как весною в ранний час
Пусть ростки взойдут у нас.
Выйдут к солнышку из тьмы:
«Здравствуй, солнце, это мы!»

- Что ещё нужно цветам? (Тепло.), (Солнышко.).
- Давайте все вместе поставим горшочки с посаженными цветами на подоконник.
Дети вместе с Феей Цветов ставят горшочки на подоконник.
- Вы мне очень помогли! Я Вам благодарна и дарю волшебную шкатулочку с сюрпризом! Её можно открыть только в группе детского сада. Нам пора прощаться. Всего доброго!
Звучит музыка П.И. Чайковского «Танец Феи Драже». Фея уходит (снимает наряд). Возвращается, как воспитатель.
- Ребята, нам надо возвращаться в детский сад!
Под музыку В. Дашкевич, Ю. Ким «Приходите в гости к нам» дети произносят волшебные слова: «Лети. Лети, лепесток. Через запад на восток. Через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли, быть по-нашему вели. Хотим, чтобы мы оказались в детском саду, в нашей группе», отрывают лепесток и возвращаются в группу.

6. Итог.
- Ребята, где мы сегодня были? (В Цветочном городе.).
- Для чего мы туда отправились? (Для того, чтобы помочь Фее с посадкой цветов).
- Что нам помогло справиться с посадкой цветов? (Мы составили схему, на которую можно было смотреть и видеть, как правильно сажать цветы.), (Мы в горшки насыпали почву, делали лунку, посадили пророщенную луковицу тюльпана корешками вниз, присыпали почвой, полили и поставили на подоконник к солнышку.).
- Это очень важные и полезные знания. Где они могут вам пригодиться? (Мы можем посадить цветы на даче, у бабушки в деревне.), (Научить других детей или взрослых по схеме сажать цветы.).
- Почему у вас всё получилось? (Потому что мы научились составлять и читать схему.), (Мы были умными, внимательными, старательными, сообразительными.).
- Вы действительно сегодня были дружные и вместе составили, и прочитали схему посадки цветов.
- Давайте посмотрим, что Фея Цветов положила в шкатулочку!
- Ой, да здесь луковицы нарциссов, которые мы сможем посадить на участке нашего детского сада! Ай, да Фея Цветов! Здорово, здесь ещё и медальки для всех детей! Это, значит, что вы все трудились очень хорошо! Воспитатель награждает воспитанников медальками и хвалит.
- Попрощайтесь с нашими гостями, и спросите у них: понравилась ли им наша схема посадки цветов?
Дети общаются с взрослыми-слушателями и прощаются.

Название: Сценарий образовательной ситуации в технологии деятельностного подхода Л. Г. Петерсон в старшей группе детского сада
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, экология, старшая группа
Авторы:
Додонова Светлана Валентиновна , воспитатель МДОУ № 61 , г. Ярославль,
1 квалификационная категория
Борисова Наталья Юрьевна , старший воспитатель МДОУ № 61 , г. Ярославль, 1 квалификационная категория
Куратор:
Текнеджан Татьяна Валентиновна , зам. директора по научно-методической работе нач.школы-д/с № 115, г. Ярославль, высшая квалификационная категория

В детском саду одно из направлений работы - обучение навыкам счета. Часто воспитатели используют пособие Л. Г. Петерсон « ». Обучение по этой методике можно начинать с 3-х лет и до семи. Содержание образовательной программы усложняется от возраста. Это пособие включает в себя практические рекомендации и демонстрационный материал.

  • изучение свойств предметов и чисел;
  • закономерности;
  • числа;
  • величины;
  • пространственно-временные представления.

Дети в детском саду

В младшем возрасте с ними изучают только числа, а в старшем занимаются изучением простых арифметических действий с ними. Все занятия нужно проводить с учетом ведущей деятельности ребенка в дошкольный период - игровой. Но уроки следует проводить регулярно, чтобы полученные знания были систематизированы.

Для детей 4-5 лет

Эта часть пособия не направлена на запоминание и заучивание, а на воспитание у детей умения самостоятельно делать выводы, рассуждать и доказывать свою точку зрения. Не нужно навязывать ему занятия математикой, педагоги должны стараться его замотивировать.

Важно! Книгу не стоит давать сразу полностью: нужно отрезать листы по мере выполнения заданий и складывать в отдельную папку. А в конце учебного года ее можно отдать родителям воспитанника.

В этом пособии изучают следующие темы:

  • «Повторение»;
  • «Раньше, позже»;
  • «Сравнение по высоте»;
  • «Число и цифра 4»;
  • «Квадрат»;
  • «Куб»;
  • «Вверху, вниз»;
  • «Сравнение по ширине»;
  • «Число и цифра 5»;
  • «Овал»;
  • «Внутри, снаружи»;
  • «Впереди, сзади, между»;
  • «Пара»;
  • «Прямоугольник»;
  • «Числовой ряд»;
  • «Ритм»;
  • «Число и цифра 6»;
  • «Порядковый счет»;
  • «Сравнение по длине»;
  • «Число и цифра 7»;
  • «Числа и цифры 1-7»;
  • «Сравнение по толщине»;
  • «Выше, ниже»;
  • «План»;
  • «Число и цифра 8»;
  • «Цилиндр»;
  • «Конус»;
  • «Призма и пирамида».

Важно! После изучения всех тем во второй части «Игралочки» собраны задания на повторение всего материала.

В каждом разделе предложено несколько упражнений для отработки и закрепления:

  • сравнение;
  • дорисовать фигуры;
  • соединить точки;
  • найти лишний предмет и объяснить почему;
  • закрасить нужное число или подходящую фигуру;
  • прохождение лабиринта;
  • составление предложений.

Упражнения положительно влияют на развитие мелкой моторики и речевое развитие. Все темы проиллюстрированы, потому что при работе с дошкольниками нужно использовать наглядный материал. Важно, чтобы воспитатель не давал детям готовые ответы, а помогал им самостоятельно найти ответ на вопросы. В возрасте 4-5 лет педагоги формируют интерес к изучению математики.

Мальчик занимается математикой

Для средней группы 5-6 лет

В книге Петерсон «Математика для дошкольников» для средней группы детей начинают знакомить с простыми арифметическими действиями и расширением уже имеющихся знаний. В данном пособии для средней группы подробно изучают следующие разделы:

  • свойства предметов;
  • сравнение;
  • сложение;
  • работа над пространственными представлениями НА, НАД, ПОД;
  • работа над понятиями «справа», «слева»;
  • вычитание;
  • работа над понятиями «между», «посередине», «внутри», «снаружи»;
  • один-много;
  • изучение цифр и чисел.

В средней группе изучению каждой темы выделяется больше времени, потому что это первые ступеньки детей к школе.

Важно! Занятия не должны быть слишком продолжительными. Нужно устраивать физминутки и смену деятельности.

Дошкольникам предлагают выполнить следующие разновидности упражнений:

  • поиск одинаковых признаков и отличий;
  • поиск схожих фигур и закрасить их;
  • поиск лишних предметов;
  • работа с таблицами.

Практически на каждое упражнение ребенок должен дать развернутый ответ. Таким образом, происходит . На изучение каждой темы отводится несколько занятий, потому что материал усложняется. Поэтому применение пособия Петерсона по математике для детей 5-6 лет позволяет реализовать комплексный подход к обучению.

Для дошкольников 6-7 лет

В подготовительной группе большая часть занятий посвящена отработке арифметических действий. Среди новых тем следует выделить следующее:

  • измерение площади;
  • измерение длины;
  • измерение массы;
  • часы.

Дидактические игры

В книге Петерсон «Подготовка к школе 6-7 лет» предлагают раздаточный материал, чтобы дошкольники смогли применять знания на практике и лучше овладеть полученными знаниями.

Достоинство этой методики в том, что это не учебник по математике для детского сада, а рабочая тетрадь. И заниматься по тетрадям «Раз - ступенька, два- ступенька…» можно и в домашних условиях. Задания соответствуют возрасту ребенка и усложняются постепенно. Уроки желательно проводить в игровой форме, чтобы дети не потеряли интерес к изучению нового для них предмета.

Петерсон дошкольное образование: как проводить занятия

Процесс обучения по этому пособию должен строиться с учетом следующих методических принципов:

  • Создание благоприятной психологической обстановки - один из главных принципов в обучении. Комфортная обстановка благотворно влияет на общее состояние ребенка.
  • Деятельностного подхода - дошкольник познает мир не путем получения готовых ответов, а в результате самостоятельного поиска. Взрослый в большей степени придерживается позиции наблюдателя.
  • Индивидуального подхода - воспитатель создает такие ситуации, в которых каждый ребенок в группе чувствует себя частью команды.
  • Целостности - процесс обучения не ограничивается детским садом. Одна из задач педагога - донести до родителей важность продолжать образовательный процесс во время других видах деятельности.
  • Вариативности - использование заданий с несколькими вариантами ответов.
  • Творческого подхода - здесь важно не только поощрение творческой деятельности ребенка, но и совместной работы со взрослыми.
  • Непрерывности.

Существует 3 вида ситуаций на уроке:

  • «открытия» нового знания;
  • тренировка;
  • итоговые.

Особенностью первого типа занятий является реализация образовательных целей с изучением новых математических тем. Детям оставляют возможность самостоятельно рассуждать и находить ответ. В начале занятий педагог вводит в новую тему, говорит о ее значении. Далее он создает затруднительную ситуацию, в результате которой происходит «открытие» нового знания.

Для этого педагог предлагает воспитаннику выполнить действие, используя новые знания. Благодаря этому взрослый подводит дошкольника к осознанию того, что он пока не готов выполнить новые навыки. Решение практических упражнений по новой теме и ее закрепление. На этом занятии главная цель педагога на этом типе занятий - вовлечь ребенка в образовательный процесс.

Дидактический материал

Воспитатель, задавая наводящие вопросы, побуждает ребенка выбрать способ решения трудной ситуации. В результате успешного применения новых знаний на практике обязательно нужно похвалить ребенка. В конце педагог проговаривает алгоритм решения, не выходя за пределы игрового метода.

Затем он создает различные ситуации для применения нового навыка. Или организует небольшую самопроверку. При подведении итогов воспитатель проговаривает условия, благодаря которым удалось достигнуть результата.

Занятие тренировочного типа можно провести в игровой форме. Целью таких уроков является закрепление полученных знаний. Но оно проходит не в форме стандартных заучиваний. Ребенок самостоятельно находит затруднения, которые мешают ему усвоить новую тему и справиться с ними. Во время подведения итогов воспитатель должен обратить внимание на то, что ему помогло выйти победителем.

Важно! Итоговые занятия проводят с участием двух педагогов. Один из них занимается организацией образовательного процесса, а второй - записывает полученные результаты. Цель таких уроков - систематизировать полученные знания и проверить насколько ребенок их усвоил.

Значение книги в подготовке к школе

Значение занятий по Петерсону трудно переоценить, если они были проведены с учетом всех рекомендаций. Ее преимущество в том, что подходит для проведения индивидуальной работы с детьми. Воспитателю проще составить перспективное планирование, чтобы обучение математике было эффективным.

Занятие по математике в ДОУ

При использовании этой методики дошкольники не теряют интерес к учебе. Это обусловлено тем, что на занятиях используют игровые методы, вводят сказочных персонажей. Многие исследования доказали эффективность обучения таким способом. Дети учат самостоятельно размышлять, искать пути решения.

Также применение книги Петерсона способствует развитию творческого мышления. Хотя многие при изучении математики упускают эту составляющую. Подобранные задания позволят педагогам максимально доступно объяснить ребенку даже сложные задачи. В результате занятий по этой образовательной методике дети учатся самостоятельно справляться с заданиями. А взрослый лишь может подсказать направление в решении задачи.